gallery/06.06.18
«Пойман с поличным»: установлен ген, «виновный» в эволюции мозга

В ДНК человека обнаружен особый ген NOTCH2NL, отвечающий за размеры человеческого мозга и особенности строения больших полушарий. Данному гену несколько миллионов лет и в нём генетики видят причину «ускоренного» развития нервной системы наших предков.

Как известно, ДНК шимпанзе и человека схожи на 99%. Вместе с тем, их нервные системы обладают существенными различиями, и потому невозможно полноценно использовать шимпанзе в медицинских исследованиях.

Ученые из Института геномики из Санта-Круз, Колумбийского университета и Брюссельского свободного университета в ходе экспериментов со стволовыми клетками нейронов коры выявили ген NOTCH2NL, по всей видимости, сыгравший важную роль в запуске эволюции человечества 3,5 миллиона лет назад. Полученными результатами делится журнал Cell.

Как считают учёные, природа неоднократно предпринимала попытку внедрения похожего гена и в геном обезьян. Но по неизвестным причинам «вразумляться» наши дальние родственники не захотели. А вот предкам людей «разумная жизнь» пришлась в самый раз. NOTCH2NL обеспечил необыкновенно стремительный прирост «серого вещества», и как следствие – подъём людей по эволюционной лестнице.

Как следует из материалов журнала, ген «вразумления» расположен в первой хромосоме, и появился около 4 миллионов лет назад в результате необъяснимых ошибок в ее копировании. Возможно, благодаря ему же человек приобрел способность к мышлению, членораздельной речи, особенность медленного внутриутробного развития мозга.

Учёные уверены, что они обнаружили, ни много ни мало – «Святой Грааль эволюции мозга человека».